Тема выбрана не случайно. Недавно ребята вернулись из автопробега по городам Ямала. Их путь проходил по зимнику, вдоль стройки 501, полностью построенного и заброшенного участка железной дороги, с множеством сохранившихся сооружений. По решению И.В. Сталина строительство железной дороги «Чум-Салехард-Игарка» велось с 1949 года, а по некоторым данным с 1947. Сталин планировал этой дорогой связать материк с морским портом в Игарке на Енисее, который также планировалось построить. Из архивных документов известно, что дорога строилась по упрощённой схеме, практически без проекта, силами заключенных и вольнонаемных. Смерть Сталина поставила приговор для почти достроенной дороги (по данным из архива было построено 700 км. из 1300). Уже 25 марта 1953 года вышло постановление о полном прекращении всех работ и расформировании лагерей.
Лидер комсомольцев Ямала Елизавета Сиротинина отметила, что Сталин всегда знал что делать, необходимо развивать Арктику, но поспешные решения после его смерти вызывают различные споры и толкования в истории. Можно много рассуждать о том, был ли этот проект утопией или правильным шагом на пути к индустриализации и безопасности государства. Очевидно одно, что труд строителей не оказался напрасным, и об этом говорят факты. В 1966 году он помог сейсморазведчикам и буровикам открыть месторождения Уренгоя и обстроить их более быстрыми темпами. Сегодня все объекты 501-й стройки являются памятниками и охраняются законом. На общественных началах проектируется мемориал «Лугпункт у разъезда «Щучий», члены Русского географического общества Ямало-Ненецкого автономного округа составили подробную карту расположения всех лагерей и объектов железной дороги.