Ямало-ненецкий окружком

коммунистической партии Российской Федерации

               
Геннадий Зюганов: 12 ключевых итогов 2022 года
В Новом Уренгое состоялся 6 пленум комитета Ямало-Ненецкого окружного отделения КПРФ
Очередной гуманитарный груз на Донбасс готов к отправке
Геннадий Зюганов: «Необходимо обуздать произвол в ценообразовании»

Необходимо совершенствовать порядок финансирования политических партий и избирательных кампаний

21 октября 2015 года на заседании Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа состоится рассмотрение поддержки законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», направленные на совершенствование порядка финансирования политических партий и избирательных кампаний партий и кандидатов в целях исключения поступления пожертвований от юридических лиц, контролируемых из «офшоров», а также обеспечения большей прозрачности вносимых пожертвований.

В настоящее время в сфере финансирования политических партий и избирательных кампаний партий и кандидатов сложилась практика, когда жертвователи фактически обходят запреты, установленные Федеральными законами о партиях и о выборах:

1. Так, получили распространение случаи, когда политическая партия получает пожертвование от формально российского юридического лица, учредителями (участниками) которого являются также российские юридические лица, однако которые по цепочке учредителей (участников), в конечном счете, контролируются офшорными (иностранными) компаниями. Такие цепочки могут быть короткими или длинными, но суть при этом одна: жертвователь - это фирма, действия которой определяются из офшора.

«Фирмы-прокладки» при этом учреждаются для того, чтобы обойти норму Федерального закона о запрете пожертвований от организаций, имеющих долю иностранного участия, превышающую установленный предел (30%).

Так, например, ООО «Объединенный торговый дом «Привод-АЗТПА», зарегистрированное в Москве, в 2014 году внесло пожертвование Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в размере 15 млн. рублей (см. сводный финансовый отчет партии за 2013 - 2014 гг., размещенный на официальном сайте ЦИК России).

Учредителем компании является АО НПО «Тяжпромарматура», также зарегистрированное в Москве. Однако учредителями АО НПО «Тяжпромарматура» являются, в свою очередь (по данным ГМЦ Росстата, приведенным в системе «СПАРК»), ЗАО АКБ "АЛЕФ-Банк" (41,68%) и Компания «Лесепт Инвестмент ЛТД», зарегистрированная на Кипре (58,32%). Таким образом, уже на втором уровне в цепочке управления появляется офшорная компания, которая косвенно владеет большей долей ООО ТД «Привод-АЗТПА» (согласно сведениям об организации из ЕГРЮЛ, размещенным на сайте ФНС, основным учредителем АО НПО «Тяжпромарматура» является зарегистрированная на Кипре Компания с Ограниченной Ответственностью «Леджендей Инвестментс ЛТД» (99%) - то есть согласно этим данным на втором уровне в цепочке управления ООО ТД «Привод-АЗТПА» находится офшорная компания, которая косвенно практически полностью его контролирует).

На последующих уровнях управления появляется связка: иностранная компания - офшорная компания: компанией ЗАО «АЛЕФ-БАНК» владеет зарегистрированная в Великобритании EASTLINK LANKER PLC, головная организация которой - banker Enterprises Limited - находится на Виргинских островах (брит.). Согласно сведениям об организации из ЕГРЮЛ, размещенным на сайте ФНС, учредителями ЗАО «АЛЕФ-БАНК», помимо офшорной компании, являются еще четыре компании, зарегистрированные в России; тем не менее, EASTLINK LANKER PLC принадлежит большая доля.
Таким образом, ООО ТД "Привод-АЗТПА" находится под контролем офшорных компаний, но сама она при этом формально является российским юридическим лицом, как и ее учредитель.

Этот случай не является единичным. К примеру, Иркутское ПАО Энергетики и Электрификации, сделавшее в 2014 году пожертвование в адрес партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на сумму 6,425 млн. рублей, также контролируется офшорной компанией на втором уровне управления. По данным системы «СПАРК», большей долей ПАО «Иркутскэнерго» владеет АО «ЕвроСибЭнерго» (50,19%), которое, в свою очередь, полностью контролируется компанией EUROSIBENERGO PLC, зарегистрированной на Кипре. Согласно сведениям об организации из ЕГРЮЛ, размещенным на сайте ФНС, соучредителями АО «ЕвроСибЭнерго» являются восемь офшорных компаний, зарегистрированных на Кипре.

Офшорные компании могут появляться и на более отдаленных звеньях цепочки управления: например, половиной компании ООО «Профит-Удмуртия», пожертвовавшей партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в 2014 году 1 млн. рублей, владеет АО «Профит» (первый уровень управления), которое принадлежит ОАО ММК (второй уровень управления). По данным системы «СПАРК», в конце 2014 г. 87,26% ОАО ММК принадлежали компании Минта Холдинг Лимитед, зарегистрированной на Кипре (третий уровень управления). Таким образом, офшорная компания имеет весомую долю косвенного владения ООО «Профит-Удмуртия».

Можно привести и другие примеры подобных схем. Чтобы решить эту проблему, законопроектом предусмотрен запрет пожертвований политическим партиям, а также кандидатам и избирательным объединениям, от российских юридических лиц, контролируемых через юридические лица, имеющие долю (вклад) в их уставном (складочном) капитале, иностранными юридическими лицами и (или) иностранными гражданами.

При этом под контролируемым юридическим лицом понимается юридическое лицо, действия которого определяются иностранными юридическими лицами и (или) иностранными гражданами через:

имеющие долю (вклад) в его уставном (складочном) капитале юридические лица, которые в свою очередь имеют в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) иностранных юридических лиц и (или) иностранных граждан, позволяющую этим последним определять действия данных юридических лиц;

систему юридических лиц, взаимно связанных долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах (при условии, что размер каждой такой доли (вклада) позволяет определять действия соответствующего юридического лица), если хотя бы одно из них имеет в уставном (складочном) капитале юридического лица, внесшего пожертвование, долю (вклад), позволяющую определять его действия.

Таким образом, новая норма Федерального закона позволит исключить офшорное финансирование партий и избирательных кампаний, сколь бы длинными не были цепочки «фирм-прокладок» между жертвователем и соответствующей офшорной компанией.

2. Также получила широкое распространение практика внесения пожертвований в политические партии через «фонды поддержки» этих партий (как правило, учрежденных связанными с ними лицами).

Финансовая отчетность этих фондов, в отличие от отчетности политической партии, не является публичной, что позволяет скрывать информацию о жертвователях средств, о размерах пожертвований. При этом для фондов не установлены правила проверки финансовой отчетности, применяемые к политическим партиям.

Все это делает «фонды поддержки партий» непрозрачными и создает благоприятные условия для нарушений, обхода установленных законодательством запретов на недопустимые пожертвования.

В качестве примера стоит упомянуть о многочисленных фондах поддержки Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Есть межрегиональные и региональные фонды поддержки партии. Согласно сводному финансовому отчету партии ими в 2013 г. было перечислено в ее адрес пожертвований на общую сумму 562 676 500 руб., что составило 90,5% от всех пожертвований, полученных партией от юридических лиц (с учетом возвращенных средств) (621 449 486 руб.), или 81,7% от всей совокупности пожертвований, полученных партией, за вычетом сумм возвратов (688 626 994 руб.).

В 2014 году через фонды в партию поступило пожертвований на общую сумму 748 703 766 руб., что составило 63,66% от всех пожертвований юридических лиц, за вычетом возвращенных средств (1 176 121 860 руб.), или 56,58% от всех поступивших в установленном порядке пожертвований (1 323 275 291 руб.).

«Фонды поддержки» партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" имеют весьма специфический состав учредителей. В списках учредителей региональных и местных фондов часто значатся одни и те же лица (Крижанская Ю.С., Абрамов В.С., Рязанский В.В., Гришин В.И., Васильев И.В. и др.). Так, например, по данным системы «СПАРК», Крижанская Ю.С. является действующим учредителем более 40 региональных фондов, Абрамов В.С. (бывший депутат Государственный Думы, ныне член Совета Федерации) - более 20. При этом учредители «фондов поддержки» часто одновременно являются учредителями множества других некоммерческих и коммерческих организаций, часть из которых согласно финансовому отчету партии выступали в 2013 - 2014 гг. ее подрядчиками по разным направлениям деятельности (например, ООО ЧОП «Единство», соучредителем которого согласно сведениям об организации из ЕГРЮЛ является все тот же В.С. Абрамов, который оказывал партии охранные услуги).

Столь значительный объем пожертвований, поступающих не напрямую в партию, а через созданные ею фонды, учрежденные связанными с партией лицами, требует дополнительных механизмов обеспечения прозрачности партийного финансирования.

В связи с этим законопроектом устанавливается единый для всех партий статус фондов их поддержки и вводятся требования к их финансовой деятельности: запрет недопустимых пожертвований и необходимость регулярного предоставления финансовых отчетов, которые подлежат проверке и обнародованию в том же порядке, что и отчетность самих политических партий.

Для того, чтобы исключить создание организаций, подобных указанным фондам, под видом других юридических лиц, законопроектом вводится запрет на внесение в партии пожертвований от организаций, которые хотя бы один раз направили более 50% своих поступлений, полученных в течение календарного года в виде денежных средств или иного имущества, на пожертвования данной политической партии, ее региональным отделениям.

3. Законопроектом предусмотрено уменьшение предельной суммы пожертвований, которые партия может получить в течение года от одного физического лица, с нынешних 4 330 000 руб. до 500 000 руб.

Эта мера необходима для того, чтобы исключить финансирование партии через крупные пожертвования от небольших групп физических лиц, источники доходов которых (в отличие от юридических лиц) трудно проконтролировать.

В настоящее время любой политической партии достаточно найти 100 - 200 человек - жертвователей, чтобы с их помощью совершенно легально обойти установленные законом запреты на недопустимые пожертвования. Для крупной партии собрать подобную группу не сложно - это 1 - 2 человека в каждом региональном отделении или часть депутатов ее фракции.

Приведем в пример ту же партию «ЕДИНАЯ РОССИЯ». В составе ее жертвователей - физических лиц в 2013 году (всего - 88 чел.) 27 чел. внесли пожертвования на сумму более 500 тыс. руб. каждый. Всего в совокупности ими было внесено (за вычетом возвратов) 33 286 698 руб., что составило 83,1% от общей суммы пожертвований от физических лиц за год. При этом пожертвования поступали, вероятно, и в фонды поддержки партии.

В 2014 году из 146 жертвователей - физических лиц 32 человека внесли пожертвования на сумму более 500 тыс. руб. каждый. Общая их сумма составила (за вычетом возвратов) 48 539 130 руб. или 75,83% от всех поступивших пожертвований физических лиц за год. Опять же нет информации о том, сколько средств поступило в фонды поддержки партии.

С учетом изложенного предлагается ввести указанное ограничение (до 500 тыс. рублей) применительно и к пожертвованиям в партии, и к пожертвованиям в фонды ее поддержки.

 

При любом использовании материалов настоящего сайта
активная гиперссылка на наш ресурс обязательна.

Ямало-Ненецкое окружное отделение КПРФ © 2014-2024

Разработчик: ЗАО «Ронинград» © 2014-2024

Рейтинг@Mail.ru